Восприятие "родительских фигур" в группе по работе с эмоциональной зависимостью.

 

1. Намерение проводить группу «Эмоциональная зависимость в отношениях» возникло на основе большой частоты обращений пациентов с проблемами:

  • неудовлетворенность отношениями с членом семьи, избегающим ответственности
  • проявления насилия или эмоционального подавления в семье
  • усталость от чрезмерной ответственности за семью и партнера
  • чрезмерная тревожность и нерешительность
  • невозможность противостоять вторжениям родителей в свою взрослую жизнь
  • сложности создания собственной семьи.

2. Созависимая семья как отражение тоталитарного прошлого, дефицита времени для женщины на семью и детей.

Дефицит в общении между ребенком и матерью был вызван ограничением со стороны советского государства находиться в оплачиваемом отпуске с ребенком не более сначала 3-х мес. , затем 6-ти мес., и в последние годы советской власти - 1 годом. Даже если мать могла оставаться с ребенком дольше – это осуждалось со стороны общества как тунеядство и нежелание работать. Общество ценило женщин-тружениц, а не воспитательниц детей. Детей должно было воспитывать государство. Пример: фильм «Доживем до понедельника»: учительница старших классов стыдит на уроке ученицу, которая написала в сочинении на тему «Счастье - как я его понимаю» о желании иметь четырех детей и воспитывать их. Хроническая травматизация в раннем детстве игнорированием потребности маленького ребенка в привязанности, слишком раннее отделение приводило к незавершенности процесса сепарации.

3. Проблематика незавершенной сепарации является основной при работе в группе с эмоциональной зависимостью. Это приводит к бесконечному воспроизводству во взрослой жизни родительско-детских отношений. Также встает проблема построения симбиотических связей, недостаточной дифференциации внутренних структур и аффектов, искаженного восприятия себя и реальности по типу черно-белого восприятия. Важным защитным механизмом такого типа восприятия является ращепление, идеализация и обесценивание.

4. Восприятие материнской фигуры в группе:

Слишком ранее отделение ребенка от матери приводит к возникновению таких защитных механизмов как желание угодить объекту любви любым способом, отказ от выражения своих потребностей, принятие на себя роли матери для собственной матери, из-за чего возникает путаница ролевых моделей в семье и внутреннем мире ребенка. Поначалу группа, как сильная и доминантная мать, испытывает сильное желание помогать и советовать , срочно спасать и решать проблемы участников, контролируя выполнение этих советов. Участники то чувствуют свою беспомощность и нетерпеливо ждут от группы и ведущего могущественного совета, то без устали пытаются найти наиболее правильный совет для разрешения проблем друг друга. Наиболее частым вопросом на этом этапе является вопрос: «Скажите мне (нам) как правильно!». Участники, привыкшие к длительному чувству изоляции в детстве, часто не верят в способность группы помочь, долго не могут ей довериться и поэтому часто говорят последними. Группа вначале воспринимается и выступает как мать-спасительница, которая может дать облегчение, снять чрезмерную тревогу и чувство беспомощности.

Чрезмерная значимость материнской фигуры вызывает 2 типа поведения:

  • Пассивное подчинение (роль беспомощного ребенка)
  • Доминирование (роль всемогущей матери)

Дистанция в отношениях меняется от «слишком далеко до слишком близко».

На следующем этапе развития группы у участников постепенно растет раздражение по отношению к советующей группе. Это начинает уже восприниматься как чрезмерное вторжение и снижение своей значимости. Постепенный рост доверия в группе и научение способам взаимной поддержки без выдачи советов приводит к снижению базовой тревожности и постепенному уходу группы от роли Спасателя. Прямой разговор о чувствах помогает установить психологическую дистанцию и почувствовать свои личностные границы, отношения из симбиотических и спутанных постепенно становятся более дифференцированными.

5. Восприятие отцовской фигуры в группе:

Поскольку отцовская фигура в группе идентифицируется с ролью ведущего, то отношение к нему воспроизводит способы взаимоотношений с отцом. Правила и рамки в семьях созависимых или эмоционально зависимых либо чрезмерно жесткие, либо отсутствуют. Поведение, как и в отношениях с матерью, либо чрезмерно послушное, либо доминантное. Группа вначале боится наказания ведущего, и поэтому участники часто задают ему вопрос: «Можно я скажу?», часто при этом поднимая руку как в школе. Затем это поведение может смениться нарушением правил, обсуждением на занятии куда еще можно пойти (какие еще существуют психотерапевтические группы) чтобы получить помощь. Тем самым авторитет ведущего открыто ставится под сомнение, что может вызывать у него чувство беспомощности и некомпетентности. Нарушение правил может быть связано с недоверием авторитету и ответственности ведущего как родителя, что приводит к отыгрыванию этого в группе. Бессознательная потребность в таком отыгрывании может также отражать потребность участников иметь опыт разрешения жить своей собственной жизнью, без вмешательства и вторжения. Обсуждение темы границ и правил, обретение опыта наличия определенных, но нежестких границ постепенно приводит к росту доверия по отношению к отцовской фигуре. Вместо чувств протеста появляется доверие к ведущему, уверенность в необходимости правил, и желание им следовать.

Степанова Галина Ивановна

групп-аналитик, преподаватель МИГА


Степанова Г.А. Восприятие родительских фигур в группе по работе с эмоциональной зависимостью. // Родительские фигуры в групповых процессах: Сборник материалов конференции / сост. Баранова О.В. – М.: МАКС Пресс, 2016. – с. 83-85.

Stepanova G.I. The perception of parental figures in the group of work with emotional dependency. // Parental figures in the group processes: collection of materials of conference / comp. Baranova O.V. - M.: MAKS Press, 2016. - p. 83-85.