Некоторые феномены в отношениях группы и ведущих как "родительских фигур". Из опыта ведения психотической группы.

 

В отношениях ведущих, как родительских объектов, и группы можно выделить несколько особенностей, выражающихся в переносных и контрпереносных чувствах. 

  • Зачастую, отношениях носили полярный характер. В разные моменты одни отношения сменялись другими или часть группы могла находиться в одном полюсе, а другая - в другом.

Иногда группа была как голодный, слабый, нуждающийся ребенок, идеализирующий родителей, наделяющий их всемогуществом, испытывающий зависть. Ведущие казались теми, у кого в жизни нет психологических трудностей, кто знает, как решить любую проблему, а себя участники воспринимали крайне ограниченными.  В контрпереносе это ощущалось как чувство всемогущества, самоуверенность. Со стороны группы это выражалось в стремлении получить конкретные советы, выстроить особые отношения с ведущими. 

Но в какой-то момент это сменялось совершенно противоположными чувствами - чувством потери контакта с группой (или частью группы), чувством вины и бессилия ведущих. Ведущие были обесценены, группа воспринимала их как слабых, не способных что-либо ей дать. Участники отрицали свою нуждаемость, были полны сил, строили планы. Так группа демонстрировала расщепление внутри отдельных участников группы - между всемогуществом и бессилием, нуждаемостью и независимостью, величием и ничтожностью.

Если рассматривать группу как символическую мать, то похожие процессы происходили и в этом ключе. Группа сначала была активной, полной сил и надежд. Но впоследствии происходили первые разочарования, группа оказывалась не всемогущей. Тогда участники высказывали свою разочарованность, пропускали сессии или выходили из группы.

  • Вера в Бога была частой темой обсуждения в психотических группах. Часто  обсуждались храмы, святые, священники, соблюдение религиозных традиций. Это то, что объединяло практически всех участников группы. Но кроме того, Бог и святые символизировали более могущественные родительские фигуры. И в те периоды, когда происходило разочарование в ведущих, когда ведущие оказывались не всемогущими, группа обращалась к божественному, находясь в поиске более могущественных родительских объектов.

  • В те периоды, когда в ведущих помещалось строгое Супер Эго, т.е. ведущие представлялись садистичными и тем самым пугающими, появлялись паранояльные чувства, тогда в группе возникали долгие паузы или группа вела светские беседы. В эти моменты ведущие чувствовали себя исключенными, не способными наладить контакт с группой. Происходила атака аналитического мышления ведущих. Так, на какие-то периоды, контакт ведущих с группой осуществлялся посредством конкретного мышления и взаимодействия.  

  • Выполнение функции динамического администрирования в психотических группах требует больших затрат, чем в группах с другим уровнем функционирования участников. Т.е. в таких группах большая потребность в сильной фигуре отца.

Курлат Екатерина Александровна

групп-аналитик, преподаватель МИГА


Курлат Е.А. Некоторые феномены в отношениях группы и ведущих как «родительских фигур». Из опыта ведения психотической группы. // Родительские фигуры в групповых процессах: Сборник материалов конференции / сост. Баранова О.В. – М.: МАКС Пресс, 2016. – с. 136-137.

Kurlat E.A. Some phenomena in relations between group and conductors as "parental figures". From the experience of conducting the psychotic group. // Parental figures in the group processes: collection of materials of conference / comp. BaranovaO.V. - M.: MAKS Press, 2016. - p. 136-137.