Некоторые размышления о ведении группы вдвоем

При ведении группы вдвоем возникают некоторые параллельные процессы. Часто спутанные между собой, влияющие друг на друга, они как помогают, так и усложняют работу терапевтической пары.

Восприятие происходящего в группе, в организации в целом, взаимодействие ведущих в группе и за ее пределами, неожиданные изменения в сеттинге, влияние участников, имеющих психиатрические диагнозы, необходимость выполнять задачи, стоящие перед парой ведущих не только как членов организации в целом, но и как участников группаналитического проекта, и многое другое с чем приходится иметь дело - все это, естественно, вызывает разные, часто довольно интенсивные и неприятные, противоречивые переживания у каждого в паре. Порой не только трудно дифференцировать чувства, но и сложно понять их происхождение. Они могут быть как результатом контрпереноса или проективной идентификации участников группы друг на друга, на каждого из ведущих в отдельности и на пару в целом, на конкретную ситуацию. Так и результатом внутренних процессов каждого из ведущих, сознательно и бессознательно откликающегося на происходящее. На все это тратятся силы, время для осознания, ищутся способы справиться с этим самостоятельно, донести до партнера, обсудить, проработать таким образом, чтобы это помогло, а не помешало работе.

Начиная совместную деятельность, ведущие постепенно проходят в своем взаимодействии сложный путь от трудностей притирки двух отдельных профессионалов и личностей до слаженной работы партнеров, объединенных общей целью, доверяющих друг другу, принимающих различие и опирающихся на опыт и возможности внутри созданной терапевтической пары.

Под влиянием групповой динамики и индивидуальной внутренней работы каждого из ведущих, в процессе взаимодействия между терапевтами за пределами группы, благодаря совместным супервизиям, индивидуальное желание быть «лучшим родителем» постепенно трансформируется в желание лучше сделать свою работу вместе, быть «достаточно хорошей родительской парой».

Совместная работа пары группаналитиков дает возможность более гибко вести группу, сознательно и бессознательно откликаясь на динамику, что обогащает как индивидуальный опыт ведущих, так и возможности участников группы, наблюдающих за парой и принимающих участие в общей работе.

Ведя группу, ведущие часто обращаются к личному опыту самопознания, вольно или невольно сравнивая пару своих терапевтов с собой и опираясь на свой опыт участника группы. Это помогает принимать сильные чувства пациентов, сопереживать им, выдерживать порой непростые ситуации в групповом процессе, понимая, что только таким образом возможно достижение изменений. Участие в личном группанализе способствует возникновению первоначальной идентификации со своими «родительскими фигурами» (ведущими своей терапевтической группы) в группанализе.

В дальнейшем в процессе самостоятельной работы, ведение группы с коллегой, который также как и ты заинтересован в успехе и прилагает усилия для совместной деятельности, участвуя в супервизиях, при поддержке более опытных коллег, работа в организации, где твою деятельность ценят – все это способствует становлению идентичности группаналитика. Таким образом, постепенно возникает все большее доверие к себе как группаналитику, появляется возможность чувствовать себя свободнее и творчески подходить к выполняемой работе, а также помогает проявиться собственному стилю.         

Колеснова Алла Владимировна

групп-аналитик, преподаватель МИГА


Колеснова А.В. Некоторые размышления о ведении группы вдвоем. // Родительские фигуры в групповых процессах: Сборник материалов конференции / сост. Баранова О.В. – М.: МАКС Пресс, 2016. – с. 139-140

Kolesnova A.V.  Some thoughts about conducting group in co-therapy. // Parental figures in group processes: collection of materials of conference / comp. Baranova O.V. - M.: MAKS Press, 2016. - p. 139-140.