Родительские фигуры в групп-анализе: идеализация, разочарование, реальность и творчество

Доклад на конференции «Родительские фигуры в групповых процессах». Москва, февраль, 2016. 

Перевод Дины Муратовны Шанаевой (МИГА)

Прежде всего, я хотел бы очень кратко упомянуть историю и происхождение групп-анализа применительно к теме настоящей статьи. В очень кратком и неизбежно неполном описании будет затронуто приблизительно следующее.

 

Фундаментальная матрица групп-анализа

З.Г. Фукс (S.H. Foulkes) был немецким психиатром и психоаналитиком еврейского происхождения, родившимся в 1898 году. В течение двух лет после медицинской школы он изучал неврологию у Курта Гольдштейна (1) и позднее тесно контактировал с Франкфуртской школой социологии и критической социальной теории (2). В это же самое время Фукс также встречался с Фрейдом, но,  по-видимому, в тот день Фрейд оказался слегка занят и был не особенно заинтересован во встрече с Фуксом.

Убегая от нацистов, Фукс приезжает в Великобританию в 1933 году и развивает свои идеи и практику групп-анализа, особенно во время работы военным психиатром в Нортфилде (Northfield). После войны он продолжает проявлять интерес к групп-анализу и создает небольшую группу последователей, которые позднее в 1952 году сформируют Групп-аналитическое общество, а затем создадут и тренинговую организацию: Институт группового анализа (the Institute of Group Analysis, IGA) в 1971 году. В 1977 году Фукс умер во время проведения семинара.

В настоящий момент людей, которые обучались у Фукса, и тех, кто был с ним знаком, например, ветераны войны,  становятся все меньше и меньше. Однако, происхождение групп-аналитической «фундаментальной матрицы» различным образом наложило свой отпечаток на природу и дух групп-анализа, и в этом контексте я упомяну один-два аспекта, которые мне кажутся наиболее значительными в отношении текущей темы. (3)

 

Идеализация группы как «средства терапии»

 Это, я думаю, связанно не только с идеализацией Фукса на первых порах, но и с самим духом времени становления групп-анализа. Без всяких сомнений, Foulkes был харизматичной личностью, привлекающей к себе людей.(4) В Нортфилде  коллеги (возможно завистливые) называли тех, кто ходил на семинары Фукса, его учениками. Я еще коснусь проблемы зависти немного позже.

Как и у многих творческих новаторов, в случае Фукса есть один-два гениальных выделяющихся штриха и еще множество других, которые раскрываются гораздо медленнее при более тщательном изучении его записей. В работах Фукса отличительный уникальный аспект групп-анализа как терапевтической деятельности содержится в его утверждении и настойчивом требовании о том, что группа сама по себе является средством терапии. Это уникальный аспект группового анализа, который одновременно привлекает, озадачивает и раздражает людей, вступающих в контакт с групп-анализом.

В то время, когда Foulkes разрабатывал свои идеи, мысль о том, что группа сама по себе есть средство терапии, была чрезвычайно привлекательной. Идея, что групповой терапевт, или дирижер, фокусируется на максимализации естественного исцеляющего потенциала группы, по сути продолжающая нечто-то похожее на крайне свободный, либеральный и «демократический» курс, очень подкупала после бедствий нацизма и тоталитарного коммунизма.

В 1950-х годах Великобритания, пусть и обедневшая и приходившая в себя после войны, сама была в состоянии оптимизма и раннем  периоде юношеского задора, желая стряхнуть оковы пыльных авторитарных структур в духе сообщества и надежды, которые процветали в свободных духом и волшебных шестидесятых и начале семидесятых годов. (5)

Но ... это не могло продолжаться вечно. Фукс умер в конце семидесятых незадолго до краха послевоенного социалистического проекта в Великобритании и роста «тетчеризма». Тэтчер, как известно, заявила, что «нет такого понятия, как общество ... только индивидуумы», тем самым порвав в клочья утверждение Фукса, что «социальное пронизывает человека до самого ядра». (6)

Очевидно, что группы могут быть крайне опасными и разрушительными – новейшая история показала это слишком ясно, поэтому идеализация групп была более чем просто оптимистична. Я не думаю, что Фукс делал какие-либо чрезмерные утверждения относительно позитивного характера групп в целом. Это было связано с энтузиазмом его последователей, выбиравших один аспект групп-анализа (проявляя частичное-объектное отношение к родительской фигуре).  Но  я думаю, что многие согласились бы, что в первые дни в Институте группового анализа (IGA) существовала сильная тенденция к идеализации не только группы, но и Фукса как номинального главы. Я помню, один мой учитель из группы первоначальных последователей Фукса, когда мы обсуждали длинный список потенциальных пациентов в целях отбора в терапевтическую группу, сказал: «Послушайте... не беспокойтесь об оценке... просто посадите их в группу!..»

Это осложнялось тем ощущением, что групп-анализ является «облегченной теорией» и сокращен до практического руководства по сравнению с другими дисциплинами того времени, такими как психоанализ, социология или экспериментальная психология. Сам Фукс оставался психоаналитиком на протяжении всей своей карьеры и заимствовал фрейдистское психоаналитическое видение, подводя фундамент под групп-аналитическое мышление, но особенно этот вопрос не разрабатывал. Идеальный групп-аналитический студент был бы тот, кто вначале обучился психоанализу!

Лично я думаю, что эта последовательность может хорошо работать, наряду с изучением растущего корпуса того, что можно было бы назвать конкретно групп-аналитической теорией, например, идеи «резонанса» в группах и «группы как психологического целого». Я бы добавил к этому, что очень полезным и поучительным было бы кляйнианское мышление и, связанный с ним вклад в теорию, сделанный Бионом, особенно касающийся темных закоулков разрушительных аспектов жизни группы.

В течение многих лет после смерти Фукса в Институте группового анализа (IGA) было обычным делом услышать комментарии, такие как «Фукс не был хорошим писателем  (возможно потому, что он немец) », «групп-анализ имеет слабо развитую теорию... Фукс оставил другим написание теории». Я не согласен с этими мнениями и нахожу Фукса в оригинале интересным и эрудированным писателем. По моему мнению, принижение письма Фукса происходит из-за неуправляемого горя и гнева на обстоятельство его смерти, и это способ взыскательной мести за его кончину, позволяющий избежать критики его лично и проявления личного нападения.

 

Родительские фигуры

Начну с того, что поделюсь некоторыми общими размышлениями о природе родительской фигуры.

Ранняя родительская фигура вызывает у младенца психическое состояние трансформации, экстаза и воплощения в жизнь, даже сверхъестественного, бесконечного молока человеческой щедрости и доброты.

Другой стороной медали являются страхи и опасения младенца по поводу смерти и аннигиляции, вызванные отсутствующим, потерянным или несочувствующим родителем.

Эти полярности представляют собой инфантильную фантазию из очень раннего детства, и это является ужасным провалом объекта, в зависимости от которого младенец нуждается, что создает расщепление опыта в психике ребенка и ужасы поляризованной параноидно-шизоидной позиции.

Мы, кажется, рождаемся с ожиданием найти трансформационное отношение, которое спасет нас от переживания хрупкой и разрушительной самости и суровых реалий жизни и смерти.

Мы надеемся, что с течением времени и в свете накопленного опыта такого рода идеализированная фантазия всемогущества постепенно превратится в нечто более реалистичное, поскольку родитель будет способен преобразовывать сильно тревожащие проекции младенца в нечто более сносное. Это, в свою очередь, может постепенно привести к некоторой признательности за тяжелый родительский труд,  а также за труд основоположника или новатора, и признанию всех невыносимых неудач, которые неизбежно будут. (15)

Однако сначала мы должны пройти через депрессивную стадию горя и разочарования в связи с потерей идеализированного объекта.

Когда через несколько лет после смерти Фукса я проходил тренинг, было много разговоров о том, насколько тяжело по нему горевать. Смерть казалась травмирующей в том смысле, что заставляла время остановиться. Порой в институте я чувствовал себя как маленький ребенок, который действительно не понимает смерти едва знакомого дедушки; те, кто его знал, казались особенно привилегированными, и, прежде всего те, кто был на смертном одре, на семинаре со смертельным исходом.

Оглядываясь назад, я думаю, что проблема заключалась в том, что никто никогда реально не поссорился с Фуксом, и никогда не было настоящей битвы за правопреемство. Разочарование никогда не происходило сознательно и открыто, и поэтому идеализированная версия Фукса и групп-анализа, хоть и не идеальная, как-то застряла во времени, словно  никогда не заканчивающийся медовый месяц. Я не знаю, справедливо ли это, но я точно знаю, что 90-е годы были трудным периодом, когда Институт группового анализа (IGA) медленно и отчасти мучительно врастал в 21й век.

Совладание с разочарованием, горем и ростом в направлении более зрелой эмоциональной реальности, более глубокого понимания и подлинного группового творчества это болезненный процесс.

 

Нарциссическая родительская фигура

Нарциссический родитель – или родительская фигура, которая никогда не должна потерпеть неудачи и которая должна поддерживать имидж собственного совершенства – по-настоящему опасен.

Эта позиция, как известно, в значительной степени создается сообща. Встревоженная и обескураженная группа в состоянии «базового допущения зависимости» естественным образом ищет человека с наибольшей «валентностью», для того чтобы стать лидером. Ощущающая безнадежность, поражение и слабость группа ищет наиболее нарциссичного члена группы, и вероятно психопата, который в свою очередь, сознательно или бессознательно принимает приглашение стать некой «мессианской» фигурой.

Мы в Великобритании очень хорошо создаем эти фигуры: Блэр и Тэтчер являются наиболее заметными из них за последнее время. Патологический нарциссизм является защитой от глубокого чувства слабости, импотенции и ничтожности.

Конфликт поколений

Каждый художник знает, что компетентность, построенная на практике и опыте, в свою очередь, строится на таланте. Многие новички более талантливы, чем люди более опытные и дольше практикующие. Это неудобный факт как для начинающего, так и «мастера», и это может спровоцировать межпоколенческую зависть и конфликт, поскольку полный энтузиазма и талантливый новичок чувствует себя заблокированным  предыдущим поколением, которое вполне может блокировать новичка из зависти к привлекательности, энергии и изобилию молодости, из опасений по поводу смещения и потери силы.

 

Группа и Отец-прародитель; Первичный клад

Фрейд писал об этом групповом процессе в «Тотем и табу» и «Недовольство культурой» – его творческих реконструкциях филогенетического наследия человеческих групп. Оно полно крови, кишок, религии и секса. (14) В повествовании Фрейда, мужчины злобно конкурируют за власть и женщин, являющихся собственностью доминирующего и ревнивого «праотца», который в конечном итоге должен быть убит, свергнут и возможно съеден (инкорпорирован) воинственной «бандой братьев», что приводит к трансгенерационной вине.

Означает ли это что-нибудь для развития групп-анализа? Норман Велла, групп-аналитик более позднего поколения, излагает это очень лаконично:

«Если Тотем и табу использовать... в целях олицетворения (групп-аналитического) стиля лидерства, дирижер должен был бы позволить себе носить проекции праотца,  ожидая тем временем, пока группа станет группой. Если он отдается потребности в любви, тогда ни в каком бунте нет необходимости, и в результате любое объединение внутри группы занимает больше времени и ощущается каким-то неполным. Независимость не может быть предоставлена Властью, но должна быть неким образом вырвана (отбита и завоевана) у нее». (9)

Когда Фрейд писал об этом, он с группой своих «учеников» переживал трудные времена, поэтому он, вероятно, знал из первых рук, что имел в виду.

Этот естественный процесс созревания и правопреемства (10) может быть кровавым, но также может быть частично управляемым различного рода культурными «обрядами». Это часть такой дисциплины как социальная антропология – области науки интересной и полезной для групп-аналитиков.

 

Преждевременная зрелость и отрицательный перенос

Однако, по мере того, как мы становимся старше и отделяемся от наших родителей и родительских фигур, жизнь становится все более, а не менее сложной. Нам еще больше могут понадобиться наши родительские фигуры в середине жизни, по мере того как мы сталкиваемся с проблемами, о существовании которых мы даже не имели понятия, когда были моложе.

Во взрослом мире, в то время как мы проживаем в социальном контексте, где ценится только успех и компетентность сами по себе, чрезвычайно проблематичной является тревога, вызываемая незнанием, хаосом, бессилием и неопределенностью.

Это только подросток все знает. Вот такие мудрые слова временами встречаются на кружках и плакатах:

«Подростки, вы устали от притеснений со стороны ваших глупых родителей? Действуй сейчас. Переезжай, устраивайся на работу и оплачивай сам собственные счета – ты все уже знаешь».

Это будет проблемой для аналитика и группы, которые не могут справиться с отрицательным переносом разочарования и ярости, а также с распространением всемогущей идеализации. Когда это добавляется к реальным проблемам вхождения в группу, а также проблемам сиблингового соперничества и формирования «рабочей» группы, тогда готовится почва для всеподавляющей тревоги и ярости, что вполне может спровоцировать развитие психотического переноса.

Это отражает кляйнианская схема инфантильной грандиозности, где к ярости на недостаточность нашего воображаемого всемогущего контроля добавляется реальность капризности повседневной жизни.

Дело в том, чтобы создать нашу реальность, мы должны работать самостоятельно наедине с другими, отсюда и полезность групп-анализа. Он может начинаться как группа братьев, объединившихся против общего врага или объединившихся в восхищении, чтобы последовать за мощной идеализированной фигурой. (11)

Разочарование является одной из основных тем при зависимостях, оно провоцирует людей к самоанастезии, чтобы замаскировать боль от разочарования.

Можем ли мы избавиться от зависимости от разочаровывающих родительских фигур и творчески работать в наших группах? Какой тип руководства нам нужен?

Как сказал мне однажды один из моих учителей из первоначальной окружающей Фукса группы: не все является переносом. В группе, чувства, связанные с «первичным кладом» плюс негативный перенос реального родительского пренебрежения, разочарование плюс обычные превратности жизни – беременность, сепарации, смерти, разочарования и так далее, могут объединяться, продуцируя всеподавляющий психотический негативный перенос либо идеализацию. Так или иначе, можно сойти с ума!

 

Зависть

Два альпиниста связаны вместе веревкой на чрезвычайно трудной скале. Один альпинист наблюдает за тем, как  другой преодолевает особенно трудный участок. После этого он пишет:

«Неужели его беспокоило как я? Я был полон зависти – я видел его существование с точки зрения моей отдельности от него, а его существование, казалось, обладало согласованностью и единством, которых  мое не имело.» (12)

Это зависть к отдельному, но, тем не менее, взаимозависимому существованию, не только согласованному и интегрированному, но и надежно связанному. Сознательно родители надеются развить эти качества в своих детях. Но не каждый родитель сам является согласованным и независимым.

 

Зависть родителя к ребенку

Истинный ужас – зависть родителя к ребенку и зависть (в контрпереносе) терапевта к своему собственному лечению пациента.

Старший терапевт завидует согласованности и цельности практики молодого практиканта, который, возможно, получил преимущество более последовательного обучения. Лично я не завидую работе молодых терапевтов; она предъявляет очень большие требования, причем они, по-видимому, проводят наибольшую часть своего времени в борьбе с окружающей культурой, которая не понимает и не очень заинтересована в их деятельности, что приводит не к заинтересованности в обучении ради него самого, а только в добавленной стоимости (из-за превращения терапии в товар), за которую оно может быть продано.

Но в том и состоит природа психоанализа, чтобы, будучи на краю, вглядываться и обнажать то, на что не хочет смотреть остальная часть нашей культуры. Сама психоаналитическая культура, конечно же, не является исключением из этого, и столь же вероятно, что деструктивная динамика действует в аналитических институтах, как и в любом другом месте.

Групп-анализ является предметом особенной зависти других специалистов, которые одновременно и очарованы и принижают групповую терапию.

 

Сиблинговое соперничество

Это подводит нас к трудному вопросу сиблингового соперничества в динамике взаимоотношений с родительскими фигурами и «другими детьми».

Мы вновь возвращаемся к «Тотем и Табу», к динамическому взаимодействию между эдипальными и инстинктивными силами. К борьбе между конкурирующими мужчинами и соперничеству с отцом мы можем добавить сексуальную конкуренцию между конкурирующими женщинами, и, в гораздо большей степени, чем во времена Фрейда, конкуренцию между мужчинами и женщинами не только за внимание родителей, но также в борьбе за власть на разного рода рабочих позициях и в других областях жизни. Довольно строгая гендерная идентичность и разделение прошлых веков не столь распространенны сегодня, но это приводит к увеличению путаницы, и не в последнюю очередь, в области сексуальной идентичности и вопросах власти в семье. (18)

Существует также проблема принятия новых членов в наши учебные заведения. Новые студенты очевидно необходимы для поддержания функционирования институтов, но они также представляют угрозу для старых властных групп, что может приводить к глубокой амбивалентности в принятии и одобрении новых групповых дирижеров.

 

Провал зависимости

Слишком часто на супервизии я вижу людей, которые, по-видимому, думают, что главная цель терапии состоит в том, чтобы заставить своих пациентов полюбить их. Я трачу довольно много времени, особенно в настоящий момент, когда услуги  сужаются и ограничиваются, стараясь помочь терапевтам, которые думают, что работа, начатая ими и эффективно выполняемая в течение многих лет, это «их ребенок», который удушается неким Большим Другим или злоупотребляющей родительской фигурой.

Я обычно отмечаю, что это происходит потому, что порочное и жадное правительство фактически отвлекает государственные средства на свои собственные цели и закрывает много ценных услуг по всей стране, в то же время, делая вид, что они инвестируют больше в те же услуги. Это очень сложная для понимания многих людей ситуация. Зачем правительство (родительская фигура), которое, предполагается, должно присматривать за нами, делает такие вещи и потом откровенно об этом лжет? (6)

Это ощущение «провала зависимости» от родительских фигур является очень мощной особенностью нынешнего социального опыта, причем, насколько я могу судить, не только в Великобритании. Это вызвало радикальную утрату доверия к тем, кто у власти, к тому же на социальном уровне работа с этим затруднена, пугает и часто подавлена. Становятся повальными поиски козла отпущения, и всеобщими являются сильные чувства одиночества, тревоги и преследования.

Эвакуируемые чувства похожи на чувства ребенка, которым сильно пренебрегают и злоупотребляют и который не может поверить, что родитель, от которого он зависит (и которого любит) ведет себя подобным образом, и поэтому ребенок становится парализован страхом дальнейшего оставления, наказания и даже уничтожения.

Этот «провал зависимости», согласно «4-му базовому допущению» Хоппера, ввергает малые и большие группы в стадию «агрегации и массификации». При «агрегации» индивиды становятся изолированными единицами, отчужденными друг от друга и неспособными соединиться надежным и значимым образом, что приводит к хроническому одиночеству, чувству разъединения и изнурительному отсутствию реального человеческого контакта. «Массификация» является другой полярностью, где человек сливается с массой в фантазии о принадлежности и превращается в тонкую, как бумага коллективную идентичность, такую как национализм, погружение в религиозную секту или, возможно, в группу потребителей наркотиков либо другой сорт слитной идентичности. (7)

Безопасная зависимость, построенная на надежности и последовательности, всегда является основной темой в психотерапии. В настоящий момент у меня есть пациент, Джереми, который является очень успешным городским адвокатом, он богат, красив и имеет две квартиры в Лондоне. Однако у него было очень нарушенное детство, его отец был беженцем и безвременно умер в тот момент, когда пациент в нем нуждался, а его мать, кажется, травмирована своим опытом беженки.

Вот уже более года Джереми проводил сессии, говоря не очень много, и я начал задаваться вопросом, почему вообще он ходит. Однажды, когда он обсуждал некоторые неопределенности на работе, он сказал: «Ну, по крайней мере, арахис все еще здесь». С некоторым любопытством я спросил его, какой арахис, и он указал на половинку арахиса, которая каким-то образом застряла в углу комнаты позади меня,  куда не доставал пылесос. Он сказал: «Каждый раз, когда я прихожу сюда, я так рад, когда вижу, что арахис до сих пор здесь. Спустя два года половина арахиса до сих пор тут и стала, подобно воронам в Тауэре, надежным источником безопасности и уверенности в нестабильном мире». (8)

 

Быть Пионером...

Пионеры – обычно искатели приключений, которые пробуют новые вещи; как альпинисты, «потому что они здесь» (19), вероятно, из-за их собственной психопатологии, и им нужно покорять (я заметил, что многие путешественники и исследователи, по-видимому, потеряли своих отцов на раннем этапе). Они пойдут на риск в новых условиях и будут испытывать себя новыми и сложными вызовами.

 

… Или Последователем

Ужасом в этой связи является посредственность – Последователи, которые не являются новаторскими и творческими и которые принимают мало рисков и  хотят только найти то, чему следовать, ища жесткие правила применения, как музыканты, которые могут следовать только строго по нотам. Некоторые Последователи имеют мало реальной энергии и вдохновения, но вступают в комитеты или становятся бюрократами с тем, чтобы достичь ощущения власти, пытаясь контролировать тех, кто на самом деле делает что-то творческое. Хуже всех чиновники, которые продираются на свои посты, позволяющие им контролировать системы, чтобы затем с завистью разрушать творческую и инновационную работу, которая обладает «согласованностью и единством».

Нам следует знать как о геронтократии стареющих бюрократов, так и о посредственности соискателей на должность. 

Foulkes относился к групп-аналитику как «художнику в обществе», и я думаю, мы едва только начали понимать, что же это могло бы означать. Новые формы социальной экспрессии и разнообразия, требующие гибкого и творческого мышления, постоянно бросают нам вызов. (17)

   Резюме

Мы должны передавать эстафету через поколения, создавая связь между прошлым и настоящим, помогая генерировать создание чего-то нового, а также примиряться (и радушно принимать), будучи смещенными в свой черед.

Мы в групп-анализе только в начале времен – наши отцы-основатели еще  просто живы. Как и любой вид искусства, групповой анализ, я надеюсь, будет постоянно изменяться в динамической связи с окружающей культурой и развивающейся идентичностью индивидов. Может быть, отцов-основателей и их последователей надо возненавидеть, убить и съесть – и трансформировать в нечто, что может меняться и расти, а не в то, что станет статичным и мертвым либо бюрократическим, стилизованным и глупым.

На социальном уровне я пришел к убеждению, что установка фундаментальной матрицы групп-анализа на толерантность и мягкость, возможно, нуждается в изменении применительно к интерпретации влияния внешнего мира. Должно вернуться что-то из радикальной межвоенной культурной критики франкфуртской школы. Групп-анализ разрабатывался в послевоенном социально компетентном и гуманном контексте, который более 30 лет систематически атакуется господствующей ныне неолиберальной политической средой. Большую роль здесь может сыграть ведущее положение дирижера при интерпретации происходящего в связи с «групп-аналитической установкой» на осознавание социального контекста, а также на восприятие проективных процессов, направленных на нас самих, как на групповых трансферентных родителей.

Один из моих пациентов недавно сказал мне: всю мою жизнь я боролся, чтобы не быть тем, кем представляли мои родители, я буду.

Таким образом,  мы движемся между вместе взятыми идеализацией, разочарованием, обесцениванием, страхом и тревогой, депрессией, реальностью, творчеством и наслаждением.

Многие люди говорят, что в групп-анализе их привлекла его беспримерная свобода исследовать и использовать все части себя - эмоциональные, интеллектуальные и даже духовные.

От нас зависит создание нашей динамической матрицы, а также быть теми, кто мы есть, и стараться быть теми, кем мы хотим быть в мире, в котором мы хотим жить.

Февраль 2016

 

Ссылки и примечания

1. Концепция матрицы может быть связана с изучением Фуксом нейронных сетей.

2. Расширяя классический марксизм, они черпали вдохновение из других школ, используя идеи психоанализа, экзистенциальной философии и других дисциплин. Основные фигуры этой школы стремились изучать и синтезировать произведения таких разных мыслителей как Кант, Гегель, Маркс и Фрейд.

3. Другие, конечно, об этом писали, в особенности Моррис Нитсан в «Анти- группе», но это мои личные мысли.

4. Он был женат три раза.

5. Смотри фильм Кена Лоуча «Дух 45-го».

6. В настоящее время политики рассматривают политику как краткосрочный рекламный трюк, прежде чем они ее оставят, чтобы стать «Советниками» компаний и коррумпированных правительств, которые они поддерживали, когда были на должности.

7. Футбольные команды начинались в Великобритании в 19 веке для того, чтобы дать работникам, прибывающим на фабрики города, чувство идентичности с рабочим местом. «Арсенал» начинал как команда фабрики боеприпасов, например.

8. В Лондонском Тауэре живут вороны. Легенда гласит, что если вороны улетят, монархия падет. Воронов теперь держат в клетках с подрезанными крыльями для предотвращения этого желаемого события.

9. Норман Велла, «Фрейд о группах»/ Norman Vella. Freud on Groups. from What is a Group. Rebus Press, 1999.

10. Различные культуры развивали способы сделать это без «убийства отца» - такова палата лордов в Великобритании. Но тенденция по-прежнему очевидна. К тому же, в Великобритании существуют несколько последовательных «скандалов» с участием высокопоставленных общественных деятелей, которые затем устраняются из общественной жизни. «Скандал» обычно бывает сексуальным; но «убийство» в настоящее время символично. Это, вероятно, свидетельствует о том, что способность культур компенсировать (невротически) базовые Эдипальные паттерны и инстинктивные/сексуальные/агрессивные драйвы только частична.

11. В. Шекспир. Генрих V. Монолог Генриха перед битвой под Азинкуром:

                                              …о нас -
О нас, о горсточке счастливцев, братьев.

 

Тот, кто сегодня кровь со мной прольет,
Мне станет братом…
(и будет жить вечно в памяти нации.)

 

  12. Питер Бордман. Сияющая Гора. 13. Я сверил это со студенткой квалификационного курса в Лондоне, и она сказала мне, что Фукс вряд ли находится в списке литературы для первого года, так что это, видимо, все еще происходит.

14. Фильм «Планета обезьян» в чем-то обязан этой точки зрения, я полагаю.

15. Есть замечательный клип, где черная женщина в толпе на Капитолийском холме, когда объявляется, что Обама избран. Она кричит, в экстазе: «О... O... теперь мне больше не придется платить ипотеку».

16. …острей зубов змеиных. Неблагодарность детища! (Король Лир).

И пусть тогда она поймет всем сердцем, Во сколько раз острей зубов змеиных Неблагодарность детища!

17. «Франкфуртская школа» социологии и критической социальной теории.

18. Например, в данный момент в лондонских группах у нас есть несколько людей «переходного» пола. Одна из групп, которую я супервизирую на квалификационном курсе в Лондоне, имеет полгруппы трансгендеров. Что это означает? Как нам это понимать? Это приблизительно «мы», какие такие «мы», надо бы пытаться понять? Это «право человека» определять свой пол? Или пол «установлен», вследствие этого индивид способен его «переустановить»? Что такое безотзывное решение означает для индивида в его отношении к группе?

19. (Прим. пер.) Стихотворение «Потому что они здесь» Иоссия Тиртабуди

 

…Пусть холод пробирает наши кости

Пусть храбрые рискуют одиночки

Обходят обычно горы, потому что стоят они здесь,

Восходят на них храбрые, потому что они здесь!

(…Let the chill run through our bones
Let the brave venture on alone
Some go round mountains because they"re there
The brave climb them because they are there! )

 

 

Bob Harris (Лондон)

ПУБЛИКАЦИИ

"Teaching Bion in Russia"  Chapter for book on Teaching Bion, Ed. Meg Harris-Williams. Karnac, 2015

"Bion"s Sources: The Shaping of Genius" Ed. Bob Hinshelwood. Chapter on the influence of the Philosophy of Science on the development of Bion"s thinking. Routledge; 2013.

"Working with Distressed Young People" (a group analytic approach; book) SAGE/Learning Matters 2011.  Kindle edition available.Amazon. Additional review AUCC Journal March 2012.
"Inpatient Groups: Working with staff, patients and the whole community. Reflections of a group analyst." Chapter in Psychological Groupwork with Acute Psychiatric Inpatients Whiting and Birch, 2010

Under preparation: Book: "The Art of Group Analysis". expected publication, 2017.