Родительские фигуры и сложности в организации группаналитического процесса для больных шизофренией.
Организовывая с коллегами двухгодичные группы в технике группового психоанализа, мы столкнулись с рядом трудностей, которые интересно было бы рассмотреть в контексте влияния родительских фигур на состояние участников и ведущих. Такой анализ ведет к более полному пониманию и проработке трудностей, стоящих на нашем пути.
Здесь мы коснемся сложностей в записи ведущими сессий, балансирования участников на грани ухода из группы и трудностей во взаимодействии группы и «материнской» Организации. В первый период работы с группой ведущие столкнулись с трудностями в протоколировании проведенных сессий. Это были споры по поводу формы записи протоколов, а также различные виды взаимного негативного восприятия. Периодически протоколы оказывались критически сжатыми. Возникло это не сразу. Но, проявившись постепенно, достигло большого накала. От излишне тесного контакта (когда мы много смеялись, шутили, делились личными историями во время совместного написания текстов, давая волю, конечно, и сопротивлению) мы перешли к почти отторжению (с чувствами обиды, разочарования, одиночества, злости). Мы считаем, что так в нашей «родительской» диаде отразился механизм расщепления, как противовес слиянию со страхом поглощения, размещенный участниками в группе. При переходе группы на следующий этап развития, проблемы ведущих во взаимоотношениях друг с другом сгладились и исчезли. Контакт стал более сбалансированным, зрелым. Протоколы приобрели оптимальную для нас форму и размер. Другой важный феномен в нашей группе – длительные пропуски отдельными участниками занятий (без веских причин, таких как предполагаемый выход из группы или устройство на работу). Но когда ставится вопрос о целесообразности дальнейшего их пребывания в группе, где они лишь числятся, - это дает им стимул для продолжения терапии. Группа здесь выступает как мать, которую ребенок испытывает на прочность, не подчиняясь правилам и слишком далеко удаляясь в своем «практиковании» (по М.Малер). Встает вопрос о том, что возможно связь между родителем и ребенком в рассматриваемых нами случаях становится слишком далекой и тонкой, так что воссоединение не возможно, у ребенка для этого либо не хватает сил, либо мать ему не нужна (в силу возможных аутистических тенденций). В группе существует беспокойство по этому поводу. Но как только ведущие берут на себя «отцовскую» функцию динамического администрирования, проясняют ситуацию и ставят условия для таких участников, - это актуализирует их желание быть вместе с «матерью» - в группе, где размещается и контейнируется то, с чем не хочется справляться в одиночку. Здесь и одиночество, и страх своей малоценности, и депрессивные переживания, связанные с болезнью. Таким образом, участники остаются в группе. Возможно, группа действительно помогает им справляться с психотическими особенностями личностной организации, в которой находят отражение патологические детско-родительские отношения. Все три обсуждаемых феномена лежат на границе группового процесса. Родительские фигуры (будь то реальные родители, преподаватели и супервизоры психодинамического метода или ведущие групп) как раз являются опорой, моделью при формировании основных, базовых представлений о рамках и границах. Анализ возникающих трудностей в работе группы показывает тесную связь и взаимодействие «детских» и «родительских» фигур в этом процессе. Прим. Группы проводятся в Региональной благотворительной общественной организации «Семья и психическое здоровье» специалистами Групп-аналитической Программы. Описываемая группа проводится в данное время мною и Колесновой Аллой Владимировной в котерапии. |
групп-аналитик, преподаватель МИГА Маркевич А.О. Родительские фигуры и сложности в организации групп-аналитического процесса для больных шизофренией. // Родительские фигуры в групповых процессах: Сборник материалов конференции / сост. Баранова О.В. – М.: МАКС Пресс, 2016. – с. 137-139. Markevich A.O. Parental figures and the complexity of the organization of group analytic process for the patients with schizophrenia. // Parental figures in the group processes: collection of materials of conference / comp. Baranova O.V. - M.: MAKSPress, 2016. - p. 137-139.
|